суббота, 5 июня 2010 г.

Кризис среднего возраста

Начиная проект «Простые сложности», мы, честно говоря, не особо надеялись, что своими проблемами начнут делиться читатели-мужчины. Однако наши ожидания в этом смысле не оправдались. Сильный пол уже не считает чем-то недостойным решать свои проблемы при помощи психологов. И поэтому сегодня впервые проект «Простые сложности» обращается к мужской теме на страницах «Мужского клуба». И, надеемся, не в последний раз.

На встречу с нашим тренером-консультантом Алексеем Ткаченко пришёл мужчина средних лет, Андрей. Пришёл посоветоваться — стоит ли ему уезжать в другой город по работе на год? Брать ли с собой жену? И если нет, то как сказать ей об этом? Но беседа привела к более серьёзным темам…

— Добрый день, Андрей! Проходите. Кофе или чай?
— Добрый день! Спасибо, конечно, но я ненадолго. Много дел.

— А что так? Сегодня же суббота. У вас всегда выходные так насыщенны?
— Да в том-то и дело, что нет. Просто в этот раз надо многое успеть. Ну ладно, 10 минут ничего не решат, давайте я с вами кофе попью, а то дома не успел.

— Ну, рассказывайте, что вас так нагрузило? По работе что-нибудь?
— Ну да. По работе. Надо в Минск лететь. С билетами на самолёт нужно определиться. Или уж на поезде ехать?

— Можно сейчас в Интернете расписание посмотреть.
— Да я сам потом посмотрю. Мне ещё шмотки кое-какие купить надо. А то ни галстука нового, ни туфель запасных.


комментарии тренера
Один из атрибутов кризиса — огромная неудовлетворённость своим внешним видом. Мужчина старается скрыть это за модной, яркой одеждой, пытается молодиться

— Похоже, Андрей, вы в одежде разбираетесь. Куртка такая модная, молодёжная.
— Да, куртка у меня — просто крутэбэл! Опять же ремень к ней никак подобрать не могу.

— Может на «ты»? Похоже, мы почти ровесники.
— Давай!

— Сколько тебе сейчас? Лет сорок? А выглядишь как студент — одежда модная, причёска…
— 39 мне. Толку, что так выгляжу. По жизни — топчусь на месте! Сейчас, может, Минск что-то изменит.

— Надолго летишь?
— На год.

— Ого! А зачем?
— Я же говорю — по работе. Предлагают открыть филиал в Белоруссии.

— Я про другое — зачем тебе это надо? Денег много пообещали? Или здесь всё надоело?
— Попал в точку! С день­гами-то проблем нет, хватает на хлеб с икоркой. А вот насчёт «надоело» — ты угадал. Как-то всё… одно и то же. Бытовуха.

— И сейчас ты думаешь — ехать, не ехать? И хочешь, чтоб кто-нибудь совет дал?
— Похоже, так.

— А что друзья, коллеги говорят?
— Конечно, ехать, они-то меня и «командируют». Съездишь, развеешься, от дивана оторвёшься. С женой друг от друга отдохнёте. (Улыбается.)

— А что, устал от жены?
— Да нет, просто чего-нибудь нового хочется.

— Жену новую хочется?!
— Какую жену? Нет, конечно! Изменить что-нибудь хочется!

— Хочется изменить?
— Я серьёзно. Раньше как-то всё по-другому было. Интерес какой-то был.

— Давай по порядку! Давно женат?
— Так… с девяносто второго, сколько будет? Восемнадцать лет уже.

— Дети?
— Сын, 17 лет.

— Хобби?
— Да особо ничего нет. Люблю на озёра ездить с друзьями. У меня микроавтобус специально для этого есть. Лодку купил суперовую в прошлом году.

— Вот другие мечтают об этом, а у тебя всё есть — лодка есть, наследник есть, жена есть! Ты её любишь?
— В смысле? (Недоумённая пауза.) Конечно!

— Ты когда ей последний раз об этом говорил?
— Зачем ей об этом говорить? Мы уже не студенты.

— Правильно! Зачем? Ведь букетно-конфетный период уже прошёл… Сейчас она моя, я её завоевал. Мне удобно. Мне лень ей подарить цветы. Мне комфортно в бытовухе…
— (Андрей краснеет.) Ну, в бытовухе мне не очень комфортно. Вот и надо мне в Минск, чтоб освежились отношения.

— А ты спросил жену, чего она хочет?
— Ну, она говорит: «Езжай, справимся».

— Прислушайся (говорит с паузами): «Что она хочет?» — хочет ли она, чтобы ты говорил, как ты её любишь? Хочет ли она получить от тебя цветы не только на 8 Марта?
— Может, правда не уезжать?

— Ты знаешь, Андрей, дело не в том, поедешь ты или нет. Дело в том, что ты чувствуешь — что ты в тупике! Хочешь, я ещё про тебя кое-что расскажу?
— Давай, раз так серьёзно пошло.

— Ты одет очень стильно и добротно, но при этом тебе не нравится, как ты выглядишь. Ты работаешь на хорошей должности, но считаешь, что ты ничего не достиг в жизни. Тебе уже не нужна твоя модная лодка, тебя бесят подростки в подъезде, тебя раздражает лицемерие политиков. Где-то я не прав?
(Андрей растерялся.)


комментарии тренера
Характерные признаки кризиса среднего возраста:
• Вроде бы всё основное есть, но удовлетворения это не приносит.
• Мир несправедлив!
• Топчусь на месте. Что делать дальше? Нет надежды на улучшение.
• Болит то одно, то другое. Старость не за горами.
• Я одинок! Меня не понимают

— Слушай, Алексей. Я, похоже, загнался. Короче, надо жить себе спокойно и стараться не реагировать на всё. Вроде, и правда, всё основное есть. Ничего страшного не происходит.

— Конечно, ничего страшного! Подумаешь, неудовлетворён своей жизнью! Это же всего лишь жизнь! Какая-то твоя жизнь!
— Лучше бы я к тебе не приходил. (В смятении.)

— Да уж, лучше разводы, нервные срывы, алкоголь… Послушай, Андрей, то, что с тобой происходит, это нормально. Вернее, не нормально, а объяснимо! И с этим сталкиваются многие мужики. Это называется «кризис среднего возраста». Знаешь, что такое «кризис»?
— Ну да, у всех сейчас кризис…

— Да не у всех, а у тебя! И это хорошо!
— Не понял…

— Кризис — это повод! Кризис — это начало выздоровления! Это рождение новых ценностей! Понимаешь, Андрей, возраст около сорока — это время максимальных возможностей! Вот смотри, когда ты был моложе, ты всю энергию тратил на достижение целей — завоевать жену, воспитать сына, получить статус и должность, наработать капитал, купить лодку. Сейчас у тебя всё есть. И что дальше? В этом ли был смысл жизни? Сейчас у тебя уже есть жизненный опыт, получены знания, ещё достаточно здоровья. Это ж такой капитал! Тебе нель­зя сейчас сидеть на диване. Время начать шевелиться. По-новому шевелиться. Время перемен!
— Вот как раз уеду в Минск — это и будут перемены.

— Извини, а ты не боишься оставлять жену одну?
— Боюсь. Но ты же говоришь: главное — внимание. Можно же и из Минска его оказывать. (Улыбается.)

— А ты молодец! Согласен, что жену могут увести и когда ты под одной крышей с ней живёшь.
— Ладно, с Минском подумаю, что делать. Вот ты такой, вроде, опытный. Говоришь, надо начать шевелиться, время перемен. А конкретно, что менять? Жене — цветы, детям — мороженое?

— Отлично! Жене подари цветы и жди, когда всё само по себе рассосётся… Нет, Андрей, цветами не отделаешься! Менять не внешнюю атрибутику надо, а у себя внутри. Твоё отношение к миру. Вот ты как думаешь, каким должен быть современный мужик?
— В смысле?


комментарии тренера
Современный мужчина сейчас другой. Ему сложней. Сегодня он не только мачо и добытчик. Ему нужно уметь сохранить семью, уметь быть другом и примером ребёнку, уметь быть мудрым сотрудником. Он должен научиться быть разным, сохраняя внутренний стержень

— Например, в отношениях с женой. Достаточно ли просто принадлежать к мужскому полу?
— Наверно, нет…

— Конечно! Важно быть другом, который может понять, выслушать.
— А в отношениях с сыном? Тоже другом быть?

— Другом и наставником. Для него важны поддержка и пример отца. На работе надо уметь договариваться. Старикам где-то лишний раз уступать.
— Ты хочешь, чтобы я сразу идеальным стал? Это нереально!

— Да никто не хочет тебя делать идеальным. Ты просто осознай, что мужик сейчас больше чем мужик. По крайней мере, от него ждут не только зарплаты. Осознай и признай это! И тебе нужно будет что-то менять, для того чтобы просто поменять. У тебя будут новые приоритеты. Вот и всё.
— Ладно, на словах всё понятно. Всё-таки с чего начать?

— Знаешь, Андрей, представь, тьфу-тьфу-тьфу, что тебе через неделю умирать. Что бы ты хотел успеть сделать? Вот это и делай.
— Алексей, я, пожалуй, пойду. Мне надо подумать. У меня, похоже, много теперь времени. (Улыбается.)

— Конечно! Заходи, если что. Только сильно не суетись. Вернее, действовать надо немедленно, только планку себе не завышай. Давай созвонимся через месяц.


комментарии тренера
Если ставить себе слишком высокие цели, то можно потратить слишком много энергии. Нужно начинать с небольших изменений. Без особого риска. Очень хорошо сказал французский мыслитель Мишель Монтень: «Надо не выигрывать битвы и завоёвывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах»

Ключевые этапы кризиса среднего возраста
1. До кризиса мужчина создаёт семью, добивается материального благосостояния, делает карьеру.
2. Потом появляются вопросы: а всего ли я достиг? И что дальше? Для чего я живу?
3. Формируются мироощущения: мир не правильный, я одинок, я устал!
4. Всё, что раньше было важным, становится неважным. Происходит крах преж­них ценностей.
5. Появляются новые ценности!
6. Жизненные достижения переходят в качество жизни!


От редакции
Уважаемые читатели! Если вы хотите стать участниками проекта «Простые сложности», пишите нам о своих личных проблемах по адресу:
454091, г. Челябинск, ул. Васенко, 96, офис 714, или на электронный адрес: itogi-tv@mail.ru с пометкой «Простые сложности».
По вашему желанию участие в проекте может быть анонимным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий